Раскрытие темы

… «К созданию этого фильма нас подтолкнуло чувство вины. Три года назад, почти случайно мы узнали о трагедии армянского народа… Мы знали, мы думали, что знали… Массовые убийства мужчин, женщин, детей в 1915 году, и все это во имя Великой Турции. С тех пор минули десятилетия, но армяне так и не дождались справедливости; а мы — миллионы таких как мы — даже об этом и не подозревали.»

… «На протяжении какого-то времени мы ловили себя на мысли о необходимости вовлечения кинематографа в то, что можно назвать самой мрачной трагедией нашего времени — массовые убийства братских народов, этнических групп, живущих бок о бок, здесь в Сербии, в Косово, от которых нас отделяет лишь небольшое пространство воды, а также в странах Азии и Африки…»

… «Эта возможность появилась после прочтения замечательной книги Антонии Арслан „Гнездо жаворонка“, в высшей степени нестандартного романа, своего рода косвенной автобиографии. Антониа — итальянка армянского происхождения, и в книге она рассказывает о геноциде, которому подверглась ее семья. Это одновременно и роман и документальные свидетельства. Для нас это произведение — место встречи событий прошлого и настоящего.

Но, как водится, выстраивание исторических рамок нам было мало интересно, да и вряд ли бы у нас это получилось. Нам интересно было проследить уникальные судьбы конкретных персонажей, которые потом уже проецировались на массовое коллективное явление, разоблачавшее все ужасы геноцида сегодняшнего дня, корнями уходящее в прошлое. … Нуник, Армине, Арам — армяне… и Назим, Аркан, Эгон, Юссуф — турки… вот так и начинается это история…»

… «Хорошо отзываться о своих актерах — это как говорить самому себе комплименты! Но этот фильм — и мы действительно так считаем — многим обязан исполнительскому мастерству талантливых актеров, которые со всей присущей им страстью так достоверно воплотили в жизнь судьбы своих персонажей. Это итальянцы, испанцы, французы, немцы… и, к сожалению, у нас не было возможности писать живой звук — и мы это знали с самого начала — но это была хорошо продуманная жертва: мы хотели иметь возможность выбирать в Европе именно те лица и типажи, которые лучше всего соответствовали бы нашим представлениям о сценарии фильма. В конце концов, разве имя нашей страны сегодня не Европа?»

… «Мы тоже считаем, что Турецкой Республике необходимо войти в Европейское сообщество, но мы также убеждены и в том, что она должна публично признать историческую правду касательно армянской трагедии, также как в свое время Германия и Италия примирились со своим криминальным прошлым».

… «Мы говорим о Турции, и в этой связи хотелось бы вспомнить наши встречи с турецкими зрителями и критиками: на фестивале в Стамбуле было принято решение посвятить нашим фильмам ретроспективу, так что на каждом показе укреплялись наши дружеские отношения с турецкими зрителями».

Паоло и Витторио Тавиани

Смотрите в кинотеатрах с 24-го апреля

Москва

Ереван